НА ПОЛНУЮ МОЩНОСТЬ
Со второй половины 60-х гг., сразу после ввода в строй печи № 7,
перед Красноярским цементным производством остро встала
необходимость в технической модернизации, связанной с
расширением производства. Этот период длился с 1966 по 1990 г.
Ключевым моментом стало принятие решения о введении в
эксплуатацию печи № 8 размером 4450 м и производительностью,
превышающей общую мощность технически устарелых первых трех
печей. Распоряжение Совмина СССР «О реконструкции Красноярского
цементного завода» датировано 24 февраля 1967 г.:
Госплан СССР, учитывая требования санитарной инспекции, согласен
с предложением Министерства промышленности строительных материалов СССР
о выводе на Красноярском цементном заводе из эксплуатации трех старых
вращающихся печей, не оборудованных электрофильтрами, и установке вместо них
новой вращающейся печи, полностью соответствующей требованиям санитарной
инспекции
Затем решением Исполкома горсовета от 28.02.1967 дирекции
цемзавода было отказано в строительстве 8-й технологической линии
и поставлен вопрос об отмене задания на проектирование 8-й
вращающейся печи, утвержденного Государственным плановым
комитетом Совета Министров СССР 4.01.1967
Результатом столь долгого согласования вопроса стала новая схема
планируемой модернизации, выработанная Министерством
промышленности строительных материалов. В мае 1967 г. местным
органам власти сообщилось:
Народно-хозяйственным планом 1967 года предусматривается выработать
на них 286 тыс. тонн цемента вместо 368 тыс. тонн, выработанных в 1966 г.
Вывести старые печи из эксплуатации в настоящее время не представляется
возможным в связи с дефицитом цемента в районах Сибири. Кроме того, на
указанных печах осуществляется выпуск специального гидротехнического цемента
для строительства Красноярской ГЭС
В октябре юбилейного, 1974 г. на Красноярском цементном заводе
демонтировали все три старые печи, не оснащенные
пылеулавливающими установками. Введенная в эксплуатацию 8-я
технологическая линия была переведена на выпуск специального
гидроцемента, применявшегося при строительстве сибирских ГЭС.
Теперь за счет нового коллективу предприятия вручен Диплом победителя Всесоюзного общественного смотра качества строительства. Столь высокой награды |
цементники удостоены за высокое качество продукции, увеличение
выпуска высокомарочных и специальных цементов для
гидротехнического строительства, доля которых в общем объеме
производства на тот момент достигла 83%.
Поисково-разведочные работы были поручены Красноярскому
геологическому управлению, которое в октябре 1969 г. в адрес
крайисполкома направило отчет «О состоянии поисково-разведочных
работ на известняки для Красноярского цементного завода».
О сырьевой проблеме начала 70-х гг. ветеран
А. Н. Латышев вспоминает:
Близились к завершению отработки карьера Валпромартели, мы ушли на Цветущий лог
Торгашинского хребта. Сырьевую задачу решали практически сами. В 1975 г. с начальником
поехали в карьер, чтобы решить, где осваивать новое место. Рассматривался участок
Южный в 6 км от действующего карьера. Там надо было строить новый карьер.
Планированием занялись геологи эксплуатационной разведки, параллельно делался проект
в Новосибирске. Однако сырье на Южном карьере оказалось неподходящим, потому что
магнезированные известняки не годятся для гидроцемента. Я прикинул, что в Цветущем
логу оставалось запасов сырья лет на 10, — в сроки мы не вписываемся. Когда в карьер
приехал начальник Главка, я предложил отрабатывать Черную сопку. Во-первых, там борт
оголен, рядом карьер ХМЗ, и известняки тоже нормальные, к тому же есть проход через
Черный мыс. Спустя неделю нашу рабочую группу вызвали в Москву. После моего доклада
начальник Главка вынес решение: проект закончить, геологов перебросить на Черный
мыс. Дорога на Черный мыс была сложная — узкая полоса, по которой может проехать
только УАЗ. Уклон 80º с одной стороны, 75º с другой. С главным инженером Гусевым
проехали туда и стали решать, как укрепить дорогу. Я вспомнил: когда Красноярскую ГЭС
перекрывали, то сначала укладывали большие валуны, бетонные блоки, потом все
мельче и мельче. Этот принцип я и предложил: мы укрепляли сам склон, делали типа
бордюра. За три месяца построили 100 м дороги. Если бы не строили эту дорогу, а ушли
на участок Южный, то теоретически пришлось бы расшихтовать большим
количеством техники (4—5 экскаваторов), вырубать 220 га леса для дороги под ЛЭП.
Такой затратный метод был нецелесообразен. В 1985 г. мы полностью вышли из
Цветущего лога на Черный мыс. Этот карьер, по сути, решил задачу обеспечения
гидроцементом строительства ГЭС — Красноярской, Саяно-Шушенской, позже
Богучанской. Как раз десятилетие 1975—1985 гг. было важным в плане сырьевой базы
К концу 70-х гг. Красноярский цементный завод представлял собой
крупное высокомеханизированное предприятие, выпускающее
ежегодно свыше 1 млн тонн цемента. А специальным маркам цемента,
в том числе гидротехническому, был присвоен Государственный
знак качества.