С самого начала деятельности Красноярского цементного завода в составе холдинга «Сибирский цемент» коллектив приступил к реализации ремонтных программ и к первым проектам по техническому переоснащению производств.

С 2006 г. на «Красцеме» действует Программа реконструкции и модернизации, в рамках которой велось строительство новой технологической линии производства цемента по сухому способу мощностью 1,3 млн. тонн в год. Программа включает в себя не только ввод в действие современной линии, но и общую оптимизацию деятельности завода. Для этого приобреталась техника нового поколения, шло улучшение технологического процесса и усиление экологической безопасности.

 

modernizirovannii

 

Установленную в РКЦ еще в 90-х рычажную механическую платформу с деревянным настилом со временем оборудовали тензометрическими датчиками. Однако линейно весы расширять было нельзя: и увеличение приямка, и усиление самих металлоконструкций привело бы к искажению показаний. Установка современного оборудования потребовала переоснащения здания расчетно-кассового центра. В РКЦ запустили новую систему громкой связи, смонтировали оптические датчики, позволяющие точно определить расположение автотранспорта на весах. Сегодня клиенты предприятия все чаще пользуются сервисом автодоставки цемента: потребители отправляют заявку и уже на следующий день получают высококачественной строительный материал в необходимом количестве. Модернизация весового оборудования сделала процесс отгрузки тарированного цемента более удобным для водителей автомобилей.

 

Модернизация цеха «Помол» –  один из самых крупных инвестиционных проектов компании, – оценивает итоги реализации проекта первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Геннадий Константинович Рассказов, курирующий вопросы производства, сбыта и логистики. –  Проект переживал непростые периоды, но его реализация стала возможной благодаря объединению усилий всех сотрудников. Надо учесть, что на рынке в последние несколько лет наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса именно на тонкомолотую высокомарочную продукцию.

 

pult copy

 

Потребители продукции – как компании, так и физические лица – предъявляют высокие требования к качеству продукции. Они умеют считать затраты и искать оптимальные варианты. А бетоны, которые изготавливаются на основе тонкомолотого цемента, отличаются повышенной морозостойкостью и водонепроницаемостью, позволяют сокращать расход клинкерного цемента и увеличивать прочностные показатели. Применяемая теперь на заводе технология помола в замкнутом цикле позволит выпускать цементы, отличающиеся повышенной стабильностью всех качественных характеристик.

 

otgruzka

 

Наиболее востребованным в последнее время стал бездобавочный портландцемент ЦЕМ I 42,5Н: в 2022 г. завод выпустил 279,5 тыс. тонн данного вида (44% от общего объема произведенной продукции). Годом раньше данный вид цемента был сертифицирован, а в 2022-м началось массовое производство и отгрузка. В основном портландцемент ЦЕМ 0 42,5Н поставлялся золотодобывающим компаниям Евразруды и на Новоангарский обогатительный комбинат. Эта марка относится к общестроительным цементам и предназначена для производства ответственных бетонных и железобетонных конструкций в промышленном строительстве, где предъявляются высокие требования к водостойкости, морозостойкости и долговечности (это железобетонные шпалы, мостовые конструкции, стойки опор высоковольтных линий электропередачи, контактная сеть железнодорожного транспорта и освещения). По оценкам экспертов, на эту марку, сейчас самый высокий спрос. Также востребован портландцемент со шлаком ЦЕМ II/А-Ш 32,5Б, его доля в общем объеме – 26,6% (168,8 тыс. тонн).

 

Сегодня в ассортименте компании десять видов цемента: шесть общестроительных и четыре специальных. Это позволяет в полном объеме обеспечивать потребности и жилищного, и промышленного строительства, в том числе в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Завод успешно справляется с поставленными задачами: переселение жителей из аварийного жилья в 2023 г. в крае выполнено опережающими темпами. Свою миссию на этом направлении Красноярский цемент выполнил успешно. За полугодие  предприятие выпустило почти 334 тысячи тонн продукции, что на 19% больше показателей аналогичного периода 2022 г.

 

konkurs

 

Важной оценкой широкомасштабной работы по развитию и модернизации производства стало признание экспертного сообщества: ООО «Красноярский цемент» стал лауреатом Всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» 2022 г., получив диплом победителя за выпуск портландцемента без вспомогательных компонентов и минеральных добавок типа ЦЕМ 0, класса прочности 42,5 нормальнотвердеющего, соответствующего ГОСТ 31108-2020. Этому виду продукции также присвоен статус «Новинка». Победа в федеральном конкурсе дает право предприятию в течение следующих двух лет маркировать свою продукцию логотипом программы «100 лучших товаров России».

 

В целом, с 2007 по 2023 гг. финансовые затраты холдинга на модернизацию Красноярского цементного завода составили 9,67 млрд рублей. Задача по повышению уровня надёжности и эффективности работы оборудования и сегодня в приоритете холдинга.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

bassein

Попытка освоения более производительной и экологичной технологии сухого метода производства цемента была сделана еще в 90-е. Как бы трудно ни было предприятию в тяжелейшие годы перестройки, идею модернизации пробовали осуществить уже тогда. Вот как об этом вспоминает Петр Карпович Исаченко, бывший в те годы директором завода:

 

Одно из важнейших наших задач был сухой способ производства цемента, –  рассказывает Петр Карпович. – Когда начинали прорабатывать этот вопрос с немецкой делегацией в концерне «Цемент», я прилетел в Москву и участвовал в обсуждении. Решался вопрос размещения этого производства – в Осколе, или ближе к Москве. Я сказал: Красноярский завод с войны работает, сейчас мы вынуждены три печки закрывать, а вы тут обсуждаете. Иностранцы должны сейчас лететь вместе со мной в Красноярск. Убедил всех, говорят: и правда, старый у тебя завод.  Немецкая делегация сразу приехала в Красноярск и заключили договор. Потом сдружились с немецкими цементниками, девять раз был в Германии, в Дессау и в Кёльне, они приглашали. Финансирования (6 миллиардов) удалось добиться у Правительства.

 

В 90-е годы освоение сухого способа производства цемента так и не воплотилась, хотя на таможню тогда прибыло импортное оборудование. Эта техника сегодня стоит, как напоминание о том, что высоких целям сбыться сразу никогда не удается. Спустя четверть века оборудование, конечно же, стало морально устаревшим. Но идея перехода на сухой способ в планах сегодняшнего исполнительного директора завода Дмитрия Сергеевича Киреева.

 

Если сделать экскурс в историю, то уже в 1983 году было принято решение построить линию производства клинкера по сухому способу, – рассказывает Дмитрий Сергеевич. – В 1989 году был готов проект, заключены контракты с холдинговой компанией Гумбольдт Ведаг, однако поставка оборудования так и не была произведена. На сегодняшний день тот проект морально и физически уже устарел. Сейчас во всем мире существуют более технологичные и экономически целесообразные подходы. И мы их прорабатываем.

 

Идти в ногу со временем и соответствовать уровню современного производства позволяет пошаговая автоматизация и компьютеризация, оснащение оборудованием и техникой нового поколения, внедрение новых технологий. Так, в 2009 г. на «Красцеме» вступила в действие автоматизированная система управления производственными процессами (АСУ ТП). В частности, был модернизирован расчетно-кассовый центр (РКЦ), где производится взвешивание автотранспорта, прибывшего под погрузку. Устаревшее весовое оборудование одной из платформ было заменено на новое, отвечающее современным стандартам.

vimpel

Требования законодательства к эксплуатации дорог, введенные в последнее время, обязывают грузоотправителя обеспечивать строго определенную нагрузку. Длина грузовых транспортных средств по осям все чаще достигает 17 метров. В то же время протяженность старой 60-тонной весовой платформы в РКЦ составляла всего 15 метров. Таким образом, обслуживать грузовой транспорт больших размеров цемзаводу было сложно: на платформу автомобили не помещались, а расчетный метод не всегда позволял получить корректные результаты.

 

 

Два года назад в цехе технического обслуживания оборудования введен в штат участок по ремонту и обслуживанию газоочистных установок, что позволяет Красноярскому цементному заводу проводить текущие ремонты газоочистного оборудования своими силами, не привлекая сторонних специалистов.

Важной частью усовершенствования производственных процессов стала модернизация цементных мельниц с переходом на замкнутый цикл помола. Запуск в 2023 г. отделения «Помол», строительство которого велось с перерывами на протяжении 15 лет, стал одним из самых крупных инвестпроектов холдинга. Его финансирование составило свыше трех миллиардов рублей. По признанию руководства, планы приходилось корректировать по разным причинам, начиная с мирового финансового кризиса и пандемии, заканчивая санкционными ограничениями.

 

zapusk melnitsa

 

 

Профиль обновленного цеха «Помол» – тонкомолотый цемент высокой марки, а основным звеном модернизированной технологической цепи является цементная мельница, работающая в замкнутом цикле с сепаратором. 100 тыс. тонн высококачественного цемента в час  – такова ее производительность. Одновременно с мельницей в эксплуатацию запущена вся технологическая линия: галерея подачи шлака и гипса, бункеры клинкера и добавок, эстакада коммуникаций и цементопроводов, закрытый склад клинкера с галереями, цементные силосы для отгрузки готовой продукции в автотранспорт, а также подстанция и секции сети воздухоснабжения, локальные очистные сооружения ливневой канализации, система распределения и подачи клинкера от печей.

 

Благодаря запуску нового отделения «Помол» завод получил возможность увеличить производство сепарированного цемента более чем в два раза, и предприятие в полном объеме обеспечило потребителей Красноярского края и других регионов высокомарочным тонкомолотым цементом. Чтобы удовлетворить спрос на палетированную продукцию, в 2022 г. на заводе установили новую упаковочную машину. Оборудование, функционирующее по технологии «стретч-худ», способно выпускать 60 тонн палетированного цемента в час – прежний полуавтоматический палетообмотчик за то же время выдавал всего 20 тонн. В результате производительность линии выросла втрое.

 

sovremennoe oborudovanie kran

 

 

 

Для упаковки одной палеты требуется всего две минуты. И, если раньше работу техники контролировал оператор, то сейчас участие человека исключено. Оборудование смонтировано непосредственно на линии, что позволило усовершенствовать внутренние логистические схемы: маршрут движения вилочного погрузчика оптимизирован, ему остается лишь транспортировать тарированную продукцию на склад. Еще одно преимущество упаковочной машины – возможность формировать «разнокалиберные» палеты. На одном поддоне теперь отгружается от 1,5 до 2 тонн палетированного цемента, который пользуется стабильно высоким спросом на рынке. Он удобен для отгрузки, транспортировки, хранения и дальнейшего использования. Плотная стретч-пленка защищает строительный материал от механического и атмосферного воздействия, дает возможность хранить его на площадях без навесных ограждений. Поэтому продукция в такой упаковке востребована среди заказчиков, не имеющих закрытых складов.

Планомерно обновляется парк спецтехники Красноярского цемзавода. В 2022 г. году на промплощадку поступил фронтальный погрузчик SDLG L968F. Для цеха «Горный» приобретен бульдозер Четра Т-25, Соответствующие затраты на 2023 г. составили около 395 миллионов рублей. Технический арсенал пополнился современным фронтальным погрузчиком, бульдозером и двумя карьерными самосвалами производства КНР. Сейчас они задействованы на доставке известняка с Торгашинского карьера до дробильного отделения.

 

Предприятие работает не только на жилищное строительство, но также участвовало в строительстве объектов Ванкорского нефтегазоносного месторождения и Черногорского горно-обогатительного комбината на Таймыре. Завод поставлял стройматериалы для Красноярского международного аэропорта, а также золотопромышленникам, аграриям и другим потребителям.

 

pech1

 

Вот уже 12 лет Красноярский цементный завод участвует в программе «100 лучших товаров России», и результаты ежегодных конкурсов подтверждают, что продукция предприятия отвечает самым высоким требованиям по качеству. В новых экономических условиях завод ведет постоянную работу по повышению качества продукции и продолжает обеспечивать строительные объекты цементом в необходимых объемах.