Запуск Красноярского цементного завода
пришелся на заключительную фазу Великой
Отечественной войны, когда сражения шли уже
за пределами нашей страны. В Советском Союзе
в это время думали не только об окончательном
разгроме противника, но и о восстановлении
народного хозяйства.

Пробный пуск первой печи оказался серьезным
испытанием для нового производства, ведь для
его запуска требовался 5—6-дневный запас шлама.
Шламовые насосы выходили из строя, и пока
шел их ремонт, переходили на резервные насосы
(их было три). Кроме того, маломощный
компрессор не обеспечивал нужного
перемешивания шлама.

 oborudovanie m

Хотя клинкера поначалу было получено немного
(около 600—700 тонн), но это была первая
трудовая победа коллектива. В октябре
заводская лаборатория изготовила и испытала
первые образцы красноярского цемента. Пусть
невысока было его марка (порядка «300»), но это
был настоящий цемент. Встала следующая
задача — повышение качества продукции и рост
объемов.

 nachalo 50 h m

Газета «Красноярский рабочий» от 5 ноября
1944 г. рассказала жителям края о том, что
подарком строителей к годовщине
Великого Октября стало вступление
в строй Красноярского цементного завода.

statia 1944 god m copy

 

По первоначальному проекту,
предложенному специалистами
Ленинградского «Гипроцемента»,
производственная мощность
Красноярского завода составляла 270
тыс. тонн цементного клинкера в год.
Выпускать продукцию планировалось
на трех технологических линиях.

 foto razreza 1967 m

Почти сразу после ввода завод приступил
к решению основной проблемы — развитию
сырьевой базы. Платформы сырья
с карьеров (известняк и глина)
разгружались вручную, что влекло за собой
замедление темпов доставки и простой
сырьевых мельниц. Ситуацию могла спасти
механизация. На платформах было
установлено по два металлических кузова,
которые при помощи электростали
опрокидывались и высыпали известняк в
бункер дробилки, а глину — в глиноболтушки.

 

telegramma v mockvu ch 1 m telegramma v mockvu ch 2 m

 

О вводе в эксплуатацию третьей
технологической линии руководство завода,
директором которого в то время был
В. Н. Суцкий, 15 января 1949 г.
телеграфировало в Москву.

С началом работы третьей линии перед
коллективом поставили цель вывести
оборудование на максимальную мощность
и перекрыть ее, а также улучшить качество
цемента. Для этого на каждую из
действующих печей установили
вакуум-фильтры, позволявшие снижать
влажность поступающего в агрегат шлама.

 

spravka 1949 m В 1948 г. завод выпустил
более 115,2 тыс. тонн
продукции, а в 1950-м
увеличил объемы до 202 тыс.
Однако проектный
показатель 270 тыс. тонн
еще предстояло достичь.

 stalinskii aktiv m

ПУСК И ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

 ustanovka pechi m copy

 

Шесть шламобассейнов (их называли тогда шламобаки) перемешивали
сырье поочередно, и, когда очередь доходила до последнего, в первом
шлам осаждался, становясь снова неоднородным. Прерывистая подача
шлама и его неоднородность приводили к изменению теплового
режима печи, а с ним — к снижению качества клинкера. Пришлось
включить дополнительный компрессор 2-300-2К, это позволило усилить
перемешивание шлама и, как результат, — повысить качество клинкера.

 

Первые дни работы завода проходили в большом напряжении,
которое не спадало до конца пробного пуска печи. Нередко ее
приходилось останавливать из-за механических неполадок: обрыва
приводного ремня, перегрева подшипников привода, роликоопор
и других частей.

 

О первых днях работы завода ветераны вспоминали: «Работники самоотверженно
сражались с поломками. Всеми руководило одно желание — получить долгожданный клинкер»

 

Пробный пуск завода показал, что из красного сырья можно
получать хороший цемент: это воодушевляло коллектив!
26 октября 1944 г. Красноярский цемзавод ввели в
эксплуатацию. В этот день на предприятии запустили
вращающуюся печь диаметром 3,5/3 * 60 метров и
производительностью 10 тонн клинкера в час. Таким
образом, начала работу первая технологическая линия,
обеспечившая полный цикл производства цемента.

 

zima puti vigruzka m

Зима 1944—1945 гг. принесла
новые трудности: обильные
снега мешали нормальной
работе заводских
железнодорожных путей.

 

Метели обычно начинались ночью, — вспоминали заводчане. — Транспортировка угля на путях становилась невозможной. Ни мотовоз, ни какая другая техника не могла пробраться по путям через снежные сугробы, особенно к заводской котельной. Свободные от смен работники, вплоть до директора, выходили на расчистку путей, которая давалась с большим трудом. Стихия словно смеялась над упорством людей: сразу после очистки пути снова заметало снегом. Но люди достигали результата, они хорошо понимали, как стране нужен цемент!

Гипс, необходимый для изготовления цемента, завод получал
по Восточно-Сибирской железной дороге со станции Тыреть
Иркутской области. В качестве технологического топлива
использовался уголь, его поставляли с Канского
и Анжеро-Судженского месторождений вплоть до 1951 г., позже —
с Черемховского и Новокузнецкого карьеров.

 

Для снижения трудоемкости процесса добычи потребовалась также
переброска известняка с верхнего уступа на нижний. Дорогу к новому
забою прокладывали по довольно крутому склону горы с помощью
одновременного взрыва на выброс ряда колодцев, расположенных
вдоль будущей автодороги. Массовый взрыв на выброс был предложен
главным инженером Иркутского Взрывпрома товарищем Плоховым
и осуществлен в марте 1945 г. Пока строилась дорога на верхний уступ,
внизу уже проходила сборка прибывшего на завод экскаватора фирмы
«Демаг», а затем технический парк пополнился 4-тонными самосвалами,
которые значительно ускорили доставку известняка. Ближе к
известковому перенесли и глиняный карьер, сырье с которого
доставляли платформами.

В 1947 г. была скомплектована, установлена и введена в эксплуатацию
вторая технологическая линия, с такой же вращающейся печью, как
на первой, затем следом в 1948 г. была сдана в эксплуатацию третья
технологическая линия. Одновременно с пуском третьей печи была
смонтирована третья угольная мельница с центральным приводом.
Недостающие для нее части (аспирационный узел, промежуточный
приводной вал, зубчатые муфты и др.) были изготовлены по чертежам
главного механика завода.

При комплектовании третьей технологической линии ощущался дефицит
основных частей, таких как опорные ролики и подшипники для них.
Долгая переписка с Уралмашзаводом не дала результата, тогда в
Свердловск был командирован главный механик завода С. В. Кузнецов,
который сумел решить проблему. Более мелкие и несложные детали
были изготовлены на местных заводах и в ремонтно-механическом цехе
Красноярского цементного завода.

 

zagruzka klinkera m

К этому времени техническое оснащение дополнили трофейным японским агрегатом и другими механизмами. Работа шла над укомплектованием оборудования в полном объеме, подбирались детали и металлоконструкции для установки вспомогательного оборудования.

Их искали прямо в Красноярске, и это заметно замедляло темп работ:
местные производители, загруженные оборонными заказами,
не принимали «мирные» заявки.

kollektiv m

Экономическая справка о
выполнении плана на 1948 г.
гласит, что достигнуты значимые
результаты. И хотя 100%-ной
выработки пока не было
достигнуто, производство
показало свою
жизнеспособность.

 

Какие бы серьезные препятствия ни сопровождали процесс становления
Красноярского цементного, успех этого важного проекта
социалистической экономики предопределило активное участие при
решении проблемных вопросов таких авторитетных государственных
деятелей, как Орджоникидзе, Молотов, Каганович, талантливого
хозяйственника Завенягина. Красноярские производственники работали
и добивались трудовых побед при деятельной поддержке госорганов,
осознающих особую значимость завода для экономики страны.