КРИЗИСНЫЕ 90-Е ГОДЫ
С декабря 1992 по ноябрь 1994 на заводе были остановлены вращающиеся печи № 1 и 3 и три цементные мельницы. Объемы выпуска цемента по сравнению с доперестроечным периодом снизились втрое. В мае 1994 г. – накануне своего 50-летия – завод стал акционерным обществом ОАО «Цемент». Предприятие вступило в период освоения рыночных механизмов. Для улучшения финансового состояния на производство приглашали ученых-экономистов, которые разрабатывали антикризисные программы, но эти проекты так и оставались на бумаге. Предприятие производило все меньше продукции, а долги его росли. Поступающие заказы уже не выполнялись в нужном объеме, срывались и сроки отгрузок. Дефицит красноярского цемента «перекрывали» поставщики из других регионов, объемы их товаров на рынке год от года увеличивались.
90-е для завода были очень сложными, – вспоминает Ветеран завода Светлана Владимировна Родина – Это было время кризиса, неплатежей, взаимозачетов и поиска нестандартных решений. Мы буквально на дороге продавали цемент: мужчины брали на себя эту заботу, чтобы за продукцию получить деньги. Все стремились заработать, потому что спад производства грозил остановкой. Под зарплату на работе продавали все. Лично я торговала конфетами, обувью, рыбой, тушенкой; отправляли машины в Хакасию за бараниной, ездили по селам скупать мясо, чтобы семьи рабочих не голодали. С одной стороны, тяжелое время, но с другой – именно оно сплотило коллектив, сконцентрировало все его ресурсы. У нас был сильный начальник базы: мог отправить двух человек съездить по селам, чтобы сделать закупки… Люди не унывали, не отчаивались, а наоборот – проявляли находчивость, к проблемам относились даже с юмором, который помогал не терять веру в лучшее. В 90-е жили на заводе одной большой трудовой семьей, помогали, делились, стремились выжить вместе, цехами.
Я пришла работать на завод, когда директором был В.В. Самодуров, – вспоминает Светлана Андреевна Семкина; – Владимир Васильевич стремился укрепить социальную базу предприятия. В 1961 г. появился клуб, где был даже свой духовой оркестр, на заводе работала столовая, заводской пионерлагерь «Спутник» принимал детей работников на летний отдых. Затем директором завода стал Борис Никифорович Левченко (1972 – 1987 гг.). За деревней Кузнецово построили профилакторий, а в домах заводчан в поселке Цементников взамен печного провели центральное отопление. |
На долю директора Петра Карповича Исаченко (1987 – 2000 гг.) выпали тяготы перестройки. Тем не менее, именно в то время возвели малосемейное общежитие и жилой дом, построили базу отдыха на озере Тус в Хакасии. Большая заслуга этой плеяды директоров завода в том, что они укрепили социальную сферу – заводчане и их семьи могли не только работать, но полноценно жить и отдыхать.
Один из видов продукции, который не обходится без цемента, – это кровельный строительный материал – асбестоцементный шифер. С конца 1951 г. в Красноярске работает шиферный завод, который в 1992 г. получил название «Комбинат «Волна». Он один из немногих в 90-е годы сохранил производство и стал стабильным потребителем продукции цементного завода.
Васильевич Чариков, который из конкурсного производства вытянул предприятие в арбитражное управление, – вспоминает Севастьянов В.Н., бывший в то время председателем краевого Совета народных депутатов, а затем ставший депутатом Законодательного собрания. – Когда Чариков стал директором предприятия, он практически спас его: занимался модернизацией, развивал социальную сферу. В 1998 году на заводе установили австрийское оборудование и первыми в стране стали наносить на шифер защитно-декоративное покрытие. Авторитетный руководитель, он оказывал серьезное влияние на развитие завода, отлично понимая, что для производства шифера нужен не всякий, а определенный цемент. Во многом благодаря ему, Красноярский цементный завод стал стабильным поставщиком такого цемента. Это было показательно для тех времен: успехов добивались не только высоким профессионализмом, но и упорным сопротивлением процессу разрушения экономики.
Несмотря на все трудности, коллективу Красноярского цементного завода в сложнейших экономических условиях удалось сохранить главное – высокое качество продукции и уважение ее потребителей. С 2004 г. начался новый исторический этап предприятия.